Как перевести торговлю в онлайн
Пандемия вируса COVID-19 не только обрушила глобальные
рынки, но и привёла к стремительному изменению структуры розничной торговли. По
причине закрытия оффлайн магазинов все продажи резко сметились в онлайн. Крупный
бизнес мгновенно отреагировал на новые тренды, существенно наращивая свои
мощности в области интернет - торговли. Но что в таких условиях делать малому
бизнесу?
Удовлетворение потребностей покупателей в товарах «второстепенного» спроса всегда было задачей малого бизнеса. Разница между ситуацией до пандемии, и текущей ситуацией лишь в том, что теперь торговлю нужно перевести в онлайн (кто этого ещё не сделал).
У собственников оффлайн - магазинов в связи с временным
закрытием внезапно высвободился основной ресурс - время, который можно и нужно
использовать как для создания собственных интернет-магазинов, так и на закупку
товаров для них.
Дальнейшая информация будет полезна тем предпринимателям, кто до сих пор не имел дела с интернет - торговлей, и не знает, с чего начать. Мы постарались разбить процессы создания интернет-магазина на этапы, представив весь процесс в виде краткого пошагового руководства.
ВЫБОР КАНАЛОВ ПРОДАЖ
Создавать интернет-магазин или продавать в соцсетях? Ответ: нужно делать и то, и другое. С чего начать, решите сами. Составьте себе план, и постепенно двигайтесь по нему. Например: 1) Группа (сообщество) ВКонтакте; 2) Страничка в Инстраграм; 3) Интернет-магазин. Или наоборот.
Создание каждого канала продаж потребует максимум Вашего личного участия. В идеале нужно научиться всё делать самостоятельно, прибегая к услугам третьих лиц только в самых крайних случаях. Можно начать с наиболее понятного для Вас, а потом полученный опыт уже использовать в создании следующих каналов. Заметим, что создать полноценный интернет-магазин можно и в соцсети. Например, ВКонтакте это делается «легким движением руки».
СОЗДАНИЕ МАГАЗИНА
Не важно, с какого канала продаж Вы решили начать. Важно выполнить весь процесс максимально добросовестно, обязательно доведя его до конца, то есть, до регулярных продаж и получения прибыли. Для этого необходимо предпринять следующие обязательные шаги.
- Выбор названия / домена. Раз мы подразумеваем, что оффлайн магазин у Вас уже есть, значит, есть и название. Остаётся выбрать подходящее имя домена для интернет-магазина, так как, скорее всего, Ваше название уже занято, и нужно будет подобрать похожее. Например: название магазина «Сувенирыч», домен suvenirych.ru занят, добавляем город и получаем suvenirych-saratov.ru
- Покупка места под сайт на хостинге и регистрация домена (для интернет-магазина), либо создание странички / сообщества в соцсети и выбор имени (например, https://vk.com/ suvenirych.saratov)
- Создание и оформление интернет-магазина, либо группы / странички в соцсети. Как минимум, потребуется логотип. При создании интернет-магазина очень важен выбор платформы. Если коротко, то сделать магазин можно как на платном конструкторе (очень быстро, но не достаточно гибко), так и на бесплатной CMS, коих сейчас существует множество (максимальная возможность доработки «под себя», но необходимы знания либо деньги на фрилансеров). Создать сообщество или страничку в соцсети можно за считанные минуты.
- Наполнение магазина / странички товарами. Здесь потребуются фотографии и описания товаров. В идеале они должны быть уникальным. Не уникальный контент никогда не поднимется до значимых позиций в поисковиках, а значит, единственным каналом привлечения трафика на Ваш сайт будет реклама. Сколько товаров размещать - решать Вам. Некоторые интернет - магазины специализируются на узком ассортименте, некоторые размещают у себя максимально широкий. Каждый подход требует особой стратегии продаж / маркетинга. Здесь же потребуется поработать с ценообразованием. Как правило, наценка на товары в интернете бывает ниже, чем в оффлайне. Норма для бижутерии - 200%, хотя бывают и исключения (некоторые наши товары продают с наценкой до 1200%, и весьма успешно).
- Выбор и настройка способов оплаты и доставки. Стоит ли говорить, что они должны быть максимально удобными для покупателей. Заключите договор со службами доставки - СДЭК и/или DPD. С Почтой России заключать договор не обязательно. Сейчас особо удобна передача посылок на почту без очереди при оплате онлайн. Подключите эквайринг (приём оплаты банковскими картами). Даже если у Вас нет кассового аппарата, Вы можете заключить договор с Робокассой, которая будет оправлять Вашим покупателям электронные чеки.
- Привлечение трафика. Здесь имеются два пути - SEO и реклама. SEO это очень медленный, но бесплатный способ, заключающийся в оптимизации контента таким образом, чтобы ссылки на Ваш сайт / страничку появлялись в органической выдаче поисковиков. Реклама же приведет трафик на Ваш сайт мгновенно. Необходимо использовать оба этих способа.
- Реклама. О рекламе стоит поговорить отдельно, так как без неё продаж просто не будет. Отнеситесь к расходам на рекламу, как к обязательным расходам на аренду оффлайн - магазина. Рекламируйте сообщества / страницы в соцсетях (в каждой существуют свои методы рекламы), а интернет-магазин в Яндекс.Директ (хотя из Директа можно приводить клиентов, в том числе, и в сообщество ВКонтакте). Рекламироваться нужно только по низкочастотным (НЧ) ключам (ключевым фразам), так как, настроив показ объявлений по высокочастотным (ВЧ), Вы просто «сольёте» бюджет. Например, слово «серьги» - это ВЧ ключ. А фраза «этнические серьги Саратов» - НЧ. Составьте хорошие продающие тексты своих рекламных объявлений, снабдите их хорошими фотографиями. Используйте сегментацию аудитории и таргетинг - по региону, полу, возрасту, интересам, и т.д. Это существенно сэкономит Ваш рекламный бюджет.
- Конвертация
трафика. Мало привлечь потенциальных покупателей на свой сайт / страничку,
важно превратить их в покупателей реальных. А это уже зависит от
ассортимента (найдёт ли покупатель всё, что хотел), удобства оплаты и
доставки (нужно сделать эти процессы максимально простыми), дизайна и юзабилити сайта (общей
привлекательности и удобства совершения заказа), степени доверия
покупателя (производит ли сайт впечатление надёжного, имеется ли вся
необходимая по закону информация - оферта с реквизитами поставщика,
контактные данные, персональные данные, и т.д.). Над каждым из этих
моментов необходимо очень хорошо потрудиться ещё ДО привлечения трафика на
сайт / в сообщество. Если на любом из этапов так называемой «воронки
продаж» клиенты будут «сливаться», то будет «сливаться» впустую и
рекламный бюджет. Определите свой КЭВ (ключевой этап воронки продаж, на котором заявки конвертируются в покупки) и максимально усовершенствуйте его.
- Выполнение заказов. Обрабатывайте и отправляйте заказы максимально быстро и качественно, в полном соответствии с ожиданиями покупателей, а в идеале, и превосходя их.
- Просите покупателей оставлять отзывы о Вашей работе в интернете (площадок для этого много, нужно лишь зарегистрировать на них свой магазин. Кстати, это поможет и в его поисковом продвижении). Отзывы добавят доверия и приведут дополнительный трафик на Ваш сайт.
- Периодически устраивайте акции с уведомлениями о них покупателей по e-mail. Обязательно используйте e-mail - маркетинг, но не злоупотребляйте им, иначе Ваши письма будут попадать в «спам». Сообщайте только действительно Важную информацию, например, о новинках, или о графике работы.
- Постоянно
работайте над совершенствованием всех бизнес-процессов. Расширяйте ассортимент,
улучшайте удобство совершения заказов, дорабатывайте сайт, анализируйте рекламу, источники трафика.
- Подключайте другие каналы продаж.